Кругобайкалка (Кругобайкальская железная дорога - КБЖД)
Старая железная дорога – великолепное произведение русских инженеров и рабочих. Погружения здесь очень хорошо совмещать с экскурсиями по дороге с осмотром основательно сделанных тоннелей и мостов.
Дайв-сайты в районе старой железки красивы, богаты и интересные. Можно представить как они были хороши до строительства железной дороги. На кругобайкалке много тоннелей и вся лишняя горная масса, при их строительстве, сбрасывалась в Байкал , что основательно попортило некоторые дайвсайты. Например Каторжанка - великолепная вертикальная стена идущая до 100 метров, но над ней длинный тоннель, а под стеной горная масса сброшенная из тоннеля. Т. е. до строительства дороги этот свал шел метров до 150 наверное!
Но тем не менее кругобайкальские дайвсайты и в нынешнем своем состоянии, замечательны, тем более что тоннели строились далеко не везде. Здесь приведены не все достойные для погружений места Кругобайкалки, но большинство тех на которые можно нырять с якорной стоянки или когда дайвбот стоит у причала.
1. Порт Байкал
Стоянка дайв-бота на внешней стороне защитного мола. Место интересно тем, что можно исследовать подводную часть старинного причала и порыться в скопившемся за сотни лет корабельном хламе, усеявшем уходящий в бездну склон. Летом много рыбы: хариус, окунь, щука, омуль. В акватории порта имеется два wreck – затонувшая на 10 метрах баржа и остатки надстройки большого корабля на 16 метрах.
Во второй половине зимы, когда весь Байкал замерзший, на внешней стенке причала открытая вода. В это время в порт можно доехать на автомобиле по льду. Удобное место для глубоких погружений в открытой воде в период, когда Байкал покрыт льдом. От причала идет крутой уклон до 50 метров, затем он выполаживается, но тем не менее ходили здесь и на 90. Зимой 2006 года в районе порта Байкал обнаружен свежий провал - провалилась часть склона образовав обрыв на глубинах в 40-55 метров. Этот провал сравнительно недалеко от причалов порта Байкал, а они итак уже сильно наклонились в сторону озера и наклон их все увеличивается, что грозит их обрушением. Замеры показали, что наклон причалов составляет 30 градусов. Восточно Сибирскому Речному Пароходству надо принимать меры пока не поздно.
Весной с порта Байкал можно начинать маршруты по подводному пересечению истока Ангары. Под водой можно наблюдать кормящихся уток. Они ныряют за кормом на 10-20 (!) метров.
2. Исток Ангары
Погружения с дрейфующего дайв-бота, либо с берега из порта Байкал или с дайвсайта Рогатка. С левого берега Ангары на правый уступчатый, изрезанный каньончиками и обильно поросший губкой свал переходит в собственно русло Ангары покрытое галечником и поросшее длинными стелющимися под воздействием течения водорослями. Погружение заканчивается на стремнине реки Ангары на глубине 2 метра. В середине погружения, перед тем как группа из Байкала зайдет в Ангару, практически 100% вероятность встречи с огромной стаей хариуса.
В зимних условиях Исток не замерзает и можно безопасно планировать длительное погружение из порта Байкал с пресечением истока Ангары, сплавом по реке и выходом на «рыбный рынок» на правом берегу реки. Нет кораблей, и на 2-хметровой глубине реки Ангары водолаза не перережет пополам никакая «Ракета» или «Восход» ввиду их отсутствия зимой.
С кромки льда когда не очень холодно можно делать глубокие погружения
3. Яхонт.
Место напротив гостевого двора «Яхонт» на окраине порта Байкал. Погружения с берега либо если Песчанно-каменный уклон. Редкие заросли губки. Как правило, большое количество бычков, особенно в ночных погружениях. На 120 метрах wreck – японский грузовичек.
4. Падь Темная.
Якорная стоянка дайв-бота на шельфе, севернее пади. Ступенчатый свал, заросли губки, бычки. В южной части дайв-сайта песчанно-каменный каньон.
5. Севернее Баранчиков.
Погружение с дрейфующего бота, т. к. песчано-каменный свал начинается почти от берега. Красивый белый песок, перемежается с большими валунами поросшими губкой, много мелкой рыбы.
6. Баранчики, причал («Серебрянный ключ»).
Стоянка дайв-бота на причале возле бывшего туристического приюта. Короткий шельф, резко переходит в почти вертикальный свал, который подковой выдается в Байкал. Со 125 метров, в верхней части подковы, свал становится практически вертикальным и такая стена идет глубже 160 метров!
На шельфе два небольших каньона врезаются в свал. Под одним из каньонов грот. Сравнительно много губки, бычки, в ночных погружениях хариус. Идеальное место для глубокой нырялки – здесь сделано несколько погружений на 120 и 130 метров, а также погружение на 155 метров.
7. 80-й километр (Патроны).
Дайвбот становится на причале возле турбазы энергетиков. Короткий шельф переходит в ступенчатый свал. Если двигаться вправо (на юг) свал более глубокий и вертикальный и оживлен огромными деревьми свалившимися по какой-то причине с поверхности. При движении влево почти на 100 барах можно встретить огромный широкий каньон. Глубина каньона 40 метров, далее идет сравнительно крутой уклон в глубину.
Глубина шельфа 3-4 метра. На шельфе можно встретить россыпи патронов. Есть также площадка на 10-12 метрах обильно поросшая губкой. Бычки, в ночных погружениях хариус.
А еще здесь на турбазе отличная баня куда можно пойти вместо ночного дайва.
8. Каньон – предпоследний тоннель.
Дайв-бот ставится в берег на растяжках над подводным каньоном. Погружения в каньон, который заканчивается на 60 метрах и переходит в крутой уклон. Всплытие рекомендуется южнее каньона вдоль ступенчатого свала. На шельфе редкие заросли губки, бычки, большие валуны.
9. «Полумесяц»
Место невозможно осмотреть за одно погружение. В центре дайвсайта и на северной стороне каньоны. В центральном каньоне на 40 метрах раньше лежал якорь, но в настоящее время там его нет - украден "черными дайверами", воспользовавшимися для этого нашими схемами сайтов.
Якорная стоянка дайв-бота на небольшом шельфе («лопатке») на южной стороне каньона.
На шельфе несколько огромных валунов и чистый белый песок. Глубина шельфа от 3 до 6 метров. На южной части дайв-сайта очень красивая, с крутыми уступами стена с 70 метров переходит в каменно-песчаный уклон. Центральная часть сайта - каньон с максимальной глубиной 54 метра. На северной стороне центрального каньона шельф сложен из большого количества разнокалиберных валунов. Узкий и глубокий каньон, начинается почти от берега. Северная стена каньона дальше уходит в озеро, чем южная и ориентирована под углом к берегу - очень ровная и вертикальная. Далее стена разворачивается и идет вдоль берега. После поворота стена не вертикальная, но по прежнему достаточно крутая. Далее начинается следующий каньон, его глубина 40 метров. Глубина шельфа от 3 до 8 метров. Обильные заросли губки. Бычки, гаммарусы, хариус.
10. Сытый (84 км.)
Якорная стоянка дайвбота на краю подковообразного шельфа расположенного напротив мыса Сытый. На шельфе большие валуны. Красивый, грандиозными уступами уходящий в бездну свал. Красивые богатые заросли губки. Много хариуса - популярное место для постановки сетей рыбаки из Листвянки или порта Байкал.
11. Каторжанка - стена.
Погружения происходят с дрейфующего дайв-бота, т. к. ни якорная стоянка, ни постановка в берег невозможны.
Движение группы в одном направлении на юг или на север, в зависимости от места высадки. Короткий шельф со стандартной глубиной 3-4 метра, остатки железнодорожного вагона на краю свал, грандиозный вертикальный свал до 100 метров, далее каменный уклон в 45-60 градусов. Стена интересна для погружений любого рода, но очень удобна для глубоких технических погружений. Падение происходит рядом со стеной, и нет необходимости отходить от свала перед началом погружения.
12. Каторжанка - шельф.
Якорная стоянка дайв-бота на шельфе с глубиной 8-4 метра, на краю свала. В центре сайта кулуар. При движении влево (на юг) каменный уклон с зарослями губки. При движении вправо гладкие, уступчатые, наклонные стены свала. Интересны погружения в диапазоне 5-55 метров. Редкие заросли губки. Когда шельф прижимается к берегу (это обычно в конце погружения на остановке безопасности или декомпрессионной остановке) то часто можно встретить хариуса
13. Толстый мыс, причал.
Стоянка дайв-бота на причале с южной стороны мыса.
Центр сайта – сравнительно узкий, грандиозный каньон начинающийся на 18 метрах. С 18 до 24 метров каньон перегораживают бревна. Далее в глубину каньон идет вертикальными стенками и чистым галечным дном. На 60 метрах вертикальный уступ, на 78 метрах через каньон снова лежит огромное бревно. Каньон обследован до 95 метров. Справа от каньона ( сторону мыса Толстый) интересный песчаный свал, из которого тут и там торчат скалы и скалки, далее с глубиной, а также при движении ближе к мысу и за мыс, свал становится каменный.
Небогатые заросли губки, почти всегда гаммарусы, ночью почти всегда хариусы.
14. Толстый мыс, шельф.
Якорная стоянка дайв-бота на шельфе, на краю свала. Скальный уклон, встречаются длинные стоящие вертикально валуны («пальцы»). Редкие заросли губки, бычки.
15. Уланово.
Большой дайв-сайт начинающийся от железнодорожной турбазы в Уланово и почти на километр протянувшийся на юг, до дайв-сайта «Березовка». Представляет из себя свал или крутой уклон. На якорную стоянку можно стать на северной или юной части сайта на лопатках, имеющихся там. Средняя часть сайта доступна либо при погружении с дрейфа, либо можно стать к причалу турбазы. Везде имеется красивый свал, обширные заросли губки. На северной части дайв-сайта свал крутой, почти вертикальный. На южной уступами уходящий в глубину. Посередине дайв-сайта недалеко от причала можно найти россыпи патронов, оставшихся здесь от революционных времен.
16. Березовка.
Место очень живописно как в подводном, так и в надводном отношении и его невозможно осмотреть за одно погружение, но два погружения здесь делать затруднительно т. к. дайв-боту негде переждать поверхностный интервал. Если полный штиль можно отстоятся в дрейфе. Если ветер и волны здесь лучше планировать одно погружение.
Очень красивые естественные скалы и искусственные сооружения старой железной дороги прекрасно гармонируют с великолепными подводными пейзажами. Небольшой залив находящийся на поверхности, под водой выглядит как большой глубокий каньон или амфитеатр. Свал, гладкие скалы, выложенные углами друг к другу. Остатки металлических конструкций . Через бухточку, во время строительства КБЖД пытались построить мост, но из-за большой глубины не вышло и сделали обходной тоннель.
Часто встречается хариус. Богатые заросли губки. Погружения происходят с дрейфующего дайв-бота. Движение группы лучше планировать из залива на север.
Следующее погружение, на этом сайте, можно начинать с места, где закончилось предыдущее и двигаться дальше на север. Надводные скалы сразу переходят в крутой уклон. Шельфа практически нет. В конце погружения каньон, северная сторона которого перпендикулярна берегу. За каньоном начинается дайвсайт Уланово.
17. Ивановский.
Очень маленькая лопатка позволяет бросать якорь только самым виртуозным капитанам и в полный штиль. Глубина лопатки на краю свала от 1,5(!!!) до 10 метров. Грандиозный, навороченный, улетный свал. Обследован до 60 метров. С 60 метров видно, что свал уходит вертикально в глубину минимум на 85 метров, но возможно значительно глубже.
18. Половинка, мост.
Большой шельф подковой отходящий от берега позволяет уверенно стать на якорь дайвботу. Свал уступчатый, более вертикальный слева (южнее) и с несколькими илистопесчанными каньонами справа. Живописный дайв в живописном месте.
19. Киркирей.
Якорная стоянка на небольшой «лопатке» возможна только в полный штиль, но в основном погружения происходят с дрейфующего дайв-бота. Вначале погружения изрезанный свал, переходящий по мере движения группы в северном направлении в грандиозный амфитеатр. После него характерный большой «палец» - отдельно стоящая скала с основанием на 23 метрах и высотой 5 метров. Далее на 21 метре вход в подводный тоннельчик образованный навалом камней с выходом из него на 15 метрах. Дальше из глубины торчит скала-бастион, одной стороной примыкающая к свалу, а с другой стороны обращенной к морю в этой скале есть трещина, имеющая сквозной выход на макушке скалы. Вход в трещину на 25 метрах. Выход на 18 метрах. Многочисленные небольшие гроты, навороченные, изрезанные камни поросшие губкой, делают похожим это место на коралловый сад. По мере движения группы на север свал переходит в крутой каменистый уклон. Если поворочать камни на этом уклоне, то можно понаблюдать большое количество синих гаммарусов. Остановка безопасности проходит незаметно на небольшом живописном каменно-песчанном шельфе, обильно поросшем губкой.
20. Колокольный.
Погружения с дрейфа потому что якорная стоянка на небольшой «лопатке» возможна лишь при очень слабом ветре южного направления. Группа высаживается севернее мыса, а дайвбот переходит к причалу. По пути группы при движении к причалу на юг встретится изрезанный грандиозный свал, торчащие пальцы скалы, небольшие гроты, Свал начинается с огромных валунов, среди которых есть гроты и тоннели. Свал вначале имеет крутой уклон, после 40 метров свал обрывается в бездну. Глубоководная группа на глубине 65 метров может встретить огромный грот. Далее, при движении на юг, свал переходит в ступенчатый наворочаный уклон и затем сайт смыкается с сайтом "Причал".
На шельфе часто встречается хариус. Место на все вкусы!
21. Колокольный, причал.
Причал стоит в распадке, а донной своей части в песчаном каньоне, поэтому под дайвботом стоящим у причала сразу приличная глубина в 7-9 метров. Песчано-каменный уклон, ближе к мысу переходящий в каменный уклон, а затем в ступенчатый наворочаный свал. Губка, бычки.
22. Бакланий ключ.
Погружения с дрейфа. Дайв-бот высаживает группу дайверов возле Байкланьего ключа и переходит к причалу Киркирей. Группа движется на север к причалу. Вначале погружения железнодорожная колесная пара лежащая у железнодорожного моста. Наличие колесной пары навевает мысли о возможном в далекое, может быть революционное время железнодорожном крушении, но остатки вагонов здесь пока найти не удалось. Крутой уклон, местами песчаный, местами каменный. Много вертикально стоящих камней – пальцев, редкие заросли губки, много бычков, возможны встречи с хариусом.
23. Поезд
Погружение с дрейфа. В каньончике начинающемся от берега и далее переходящем в грандиозный уклон лежат остатки железнодорожного крушения. Вначале лежит искореженная платформа, а далее шлейфом до 120 метров различное железнодорожное железо. На 3-х, 6-и, 45-и и 90 метрах лежат старинные железнодорожные колесные пары
В стороне вправо и влево от каньончика также лежит различный железнодорожный мусор в виде рельс, шпал, каких-то механизмов. На 15 метрах – старинная вагонетка.
Вобщем на этом месте явно было какое-то серьезное проишествие и место требует детального исследования. Чем мы иногда занимаемся.
24. Вагон
Обширный и стандартный для КБЖД сайт, представляющий из себя интересный камено-песчаный свал с зарослями губки, обильным количеством всякого железнодорожного железа (костыли, рельсы, остатки каких-то механизмов). В центре сайта на глубине от 24 до 34 метров находится старинный вагон-теплушка – прекрасно сохранившийся, что говорит о возможных интересных находках на этом месте.
Погружения возможны только с дрейфа, т. к. шельфа в этом месте (как и во многих местах Кругобайкальской Железной Дороги) нет.
25. Ангасолка, 1-й тоннель.
Сайт похож по своему строению на сайт Березовка и тоже находится в районе тоннеля. Сайт представляет из себя грандиозный амфитеатр, в центре которого каменный уклон. Левая стороны каменный ступенчатый свал, правая сторона – стена, не очень большая, но стена. Как всегда на КБЖД – небольшие заросли губки, возможны встречи с хариусом, синий гаммарус под камнями.
26. Ангасолка, мост.
Дайв-бот ставится на шельфе глубиной 6-8 метров на якорь напротив моста. От речки через которую проложен мост ведет большой каньон, скорее даже большой амфитеатр. Правая его сторона песчано-глинистая, левая скальная. При движении на юг вдоль левой стороны каменный уступчатый свал поросший губкой. На правой стороне напротив береговой баньки, на глубине 13 метров лежит большая, байкальская, рыбачья лодка.
|
(Татьяна Опарина)
Впервые я познакомилась с Ушканами в 2003, в дайверском сафари. Знаете, это просто непередаваемое чувство, когда утром выходишь на палубу - а вокруг звенящая тишина, зеркальная гладь воды отражает яркий солнечный свет и легкий туман окутывает крошечный островок. Совершенно бесшумно из воды, рядом с кораблем, появляются головы нерп и также бесшумно исчезают. Вокруг - никого. Ни людей, ни животных. Друзья - дайверы стоят рядом и молчат. Разговаривать не хочется, будто бы словами или движениями можно спугнуть эту нереальную красоту. В такие минуты вспоминается, что Байкалу 20 миллионов лет и перед тобой действительно первозданный мир.
Читать далее...
|