Рус | Eng
   Свяжитесь с нами

Разработка: Адодина Екатерина
Дизайн сайта: Аносова Елена

Технодайвинг на Балтике. Тяжело в учении - легко в бою

Технодайвинг на Балтике. Тяжело в учении - легко в бою 05.05.2010

Нас уже давно приглашали в Эстонию для проведения технических дайверских и инструкторских курсов. Tago Moldau из Таллинна неоднократно был у нас на Байкале и прошел технические курсы от Advanced Nitrox до Extended Range TDI. Он много рассказывал о затонувших кораблях Балтики, лежащих на глубинах 70-90 метров. Большинство рэков необследованные, никто на них не ныряет, так как в Эстонии технический дайвинг не очень развит и потому, что условия погружения на Балтике крайне сложные. Он же и пригласил нас приехать в Эстонию для обучения тримикс дайверов и технических инструкторов.

Технодайвинг на Балтике
Итак, теория заняла весь первый день, с восхитительным перерывом на обед. Копченные угри, картошка с ветчиной, приготовленная прямо в печи, грибочки, «геркулесовый» бигус. Еду накрыли на лесной веранде коттеджа. Так вкусно больше обедать не пришлось, потому что остальные дни мы проводили в море. Проводимые курсы – пакет Technical diver + Trimix diver и Nitrox Gazblender. Одновременно был начат инструкторский IDC Nitrox и Nitrox Gazblender Instructor для Alo Tomas и Normoxic Trimix Instructor IANTD для Tomas Valge - уже имевших звание инструкторов PADI и IANTD. Вечером посетили дайвцентр, где на хорошем оборудовании была проведена практическая часть курса Nitrox Gazblender. Пора уже перечислить всех участников курсов: Remi, Rait, Peep, Antti и Alo учились на Technical diver + Trimix diver + Nitrox Gazblender. Кроме того, Аlо учился на Trimix Gazblender. Tomas Valge учился на Trimix diver. Jaak Argus и Tomas Oper - на Nitrox и Trimix Gazblender. Tago проходил курс Trimix diver. Там же, в дайвцентре, выяснилось, что база на которой мы и все студенты будем нырять очень неплохая: 24-х и 30 литровые стальные спарки, 7, 10 и 12 л алюминиевые стейджи. Воздух, нитрокс, тримикс – все имеется. Есть аренда оборудования: регуляторы, спинки и крылья, сухие костюмы – вообщем, все необходимое для технического (и рекреационного, кстати, тоже) дайвинга. Выход в море осуществляется на мощных зодиаках, вмещающих до восьми технических дайверов вместе со всем тяжелым, необходимым оборудованием.

Технодайвинг на Балтике Второй день курсов - конфигурирование и мелкая вода. Мелкая вода нужна с чистым, не илистым дном и хорошей видимостью. Мы не ожидали такого от Балтики и настроены были провести процедуры в мути, но такое место легко нашлось и совсем недалеко от Таллинна. Прямо в городе Палдиски – бывшей базы подводных лодок ВМФ СССР. Сайт называется «Петровская пристань». Раньше там была гавань, сооруженная Петром I, отобравшего Прибалтику у шведов, после взятия Таллинна в 1708 году. Мы были крайне удивлены, встретив на 6-8 метрах чистое скальное дно, поросшее небольшими водорослями. Среди водорослей суетились бычки, видимость метров 8 – вполне байкальские условия. Даже вода почти пресная. Не надо менять привычный вес грузов, а на деке, если уж совсем плохо и полный сушняк, воду можно чуть-чуть пить. Во время процедур, как часто это случается, народ понял, что до этого момента они ничего в дайвинге не умели - шутка конечно. Мы же увидели, что наши студенты очень подготовленные дайверы, хорошо владеющие техническим оборудованием, и это сняло груз сомнений с наших плеч, т. к., на самом деле, мы готовились работать «один инструктор-на-два студента» для обеспечения безопасности и контроля в суровых условий Финского залива.

На третий день началась глубокая нырялка на рэки. Основная цель конечно не корабли, а глубина и тренинг, потому как курс не Advanced Wreck, а Trimix, но в глубину на Финском заливе нырять, иначе как на затонувшие корабли, просто некуда. Первым рэком в программе стал Бунгсверк. Немецкий сухогруз, затонувший на 40 метрах во времена Второй Мировой войны. Очень хорошо сохранился, стоит ровно на дне, без всякого крена. Имеет кучу открытых помещений и трюмов, куда можно проникнуть. Рубка корабля на 28 метрах. В общем, какой-то местный Тистлегорм, и всё вроде бы просто. Но не так все просто на Балтике. Большая волна, течения - пусть не сильные, полная темнота глубже 30 метров, видимость 2 метра в луче мощного фонаря, таинственный затонувший корабль и коварные сети на нем. В таких условиях азотный наркоз может конкретно накрыть уже на 40 метрах. С некой опаской мы готовили студентов и готовились сами к погружению в незнакомых для нас условиях. О сложности таких погружений может сказать факт, что глубокий рекордсмен, англичанин Беннет погиб в примерно схожих условиях. Наши газы: в спарках воздух, стейджи с нитроксом 32 и 80.

Технодайвинг на Балтике Обнаружение Бунгсверка сложности не представляло. Зодиак пришвартовали на буй, закрепленный в средней части корабля. Мы разбились на 2 группы и с разбежкой в 10 минут, чтобы не мешать друг другу, начали погружение. Я первый опустился на корабль, повезло – «отличная» видимость в луче фонаря (метров пять). Бегло осматриваю корабельный пейзаж и жду остальную группу, которая опускается по спусковому концу вслед за мной. После обмена сигналами опускаемся вдоль высокого борта на дно. На дне холодная (+50С) вода и плохая, метра два, видимость. Делаем тест на азотный наркоз и закрывание вентилей спарки. Все справляются, азотного наркоза, во всяком случае сильного, нет ни у кого. На всплытии - небольшая экскурсия по кораблю. Особенно впечатляет огромный дублирующий штурвал – раньше такие положены были по закону Морского Регистра. Декомпрессия проходит в бездне, возле спускового конца. Джон-лайн облегчает нудное стояние на 6 метрах.

День следующий - погружение на 50 метров в рамках курса Technical diver на советскую подводную лодку, затопленную зачем-то в послевоенные годы. Погружение пахнет авантюризмом. Раньше на этой лодке никто не был. Описания лодки нет. Дайв в полную неизвестность. Известно только, что она стоит на грунте, глубина 52 метра. Газы у нас те же, что и в прошлом дайве. Погружение планируется по спусковому концу - якорю зодиака. Большая глубина, ограниченное донное время - немаловажное значение имеет сноровка и точность при забросе якоря капитаном зодиака. Иначе как капитан, называть рулевого, уверенно ведущего через крутые волны большой - на 8 технических дайверов зодиак, не хочется. Волны в этот день были ужасные. Местные сказали, что при таком волнении дайвинг обычно отменяется, но у нас план и все мы достаточно опытны, чтобы не вылететь из зодиака и не заболеть морской болезнью. 40 минут американских горок - и мы на месте. Эхолот показывает четкий силуэт подлодки. Капитан забрасывает якорь, - и он вроде бы цепляется за лодку. К сожалению, «в точку» не попали, пришлось заниматься поисками рэка, разматывая по кругу катушку. Сделали несколько кругов, разматывая катушку вдоль илистого плоского дна, но безуспешно - подлодку найти не удалось. После выполненных упражнений всплыли вдоль спускового конца. Вторая группа, еще на дне, потеряла спусковой конец и вся декомпрессия, с 52 м., проводилась в бездне.

Подлодка не найдена, но запланированная программа курса Technical Diver выполнена. Дальше - тримикс и Стела (wreck), немецкий корабль, подорвавшийся на мине. Корма у него отсутствует, поэтому общая длина рэка небольшая, метров 50. Нос на глубине 55 метров, остатки кормы на 72-х. Планируем 60/10, газы ТМ 20/24, ЕАN 32 и 80. Ходу до места 30 минут, и мы летим, соревнуясь в скорости с паромом TALLINK, мимо маневрирующего непонятными, видимо противолодочными зигзагами НАТОвского флота. Якорь заброшен, капитан Ромка «дает зуб», что якорь упал рядом с затонувшим кораблем. Первым уходит местный технический инструктор TDI Петр. У него план 65/20 и задача поискать рэк, если якорь со спусковым концом оказался не рядом со Стелой. Опустившись на 60 метров, мы не видим корабль, видимость метра 3. У нас есть запасной план и VR3, поэтому опускаемся еще на пару метров. Корабль «открылся», глубже 60 видимость уже приличная, метров семь. Покружив над кораблем, оценив его размеры и устройство, начинаем всплытие. Декомпрессия проходит среди медуз. Цвет воды и размер медуз очень напомнили знаменитое озеро на Палау. В общем, какое-то разнообразие на деке.

Первое погружение на тримиксе совершено. Дальше - глубокий тримикс, но перед этим еще немного «мелкого» тренинга. Едем на «Рачий карьер» и среди обилия раков, в сравнительно прозрачной воде, делаем тренировки по снятию снаряжения, «черную маску» и «зигзаг удачи». Ребята в целом справляются. Бывает и хуже. Вечером готовим тримикс вместе с претендентами на Trimix Gazblender. Готовимся к погружению опять на Стелу, но уже на 72. Альтернатива – танкер, лежащий на 84 метрах, на который никто не нырял, но погружение на такой корабль, в рамках курса – это, по меньшей мере, безрассудство. Итак, 72 метра на Стеле (на мой взгляд, как 120 м в Дахабе), тримикс 18/35, 32/20, ЕАN80. Некоторые могут возразить против такого набора газов. ЕАN50/100 – стандартные газы, почему бы не использовать их? Но в таких непростых условиях (волна, течения) декомпрессироваться на О2, выдержать на деке в бездне глубину 6 метров – излишняя сложность. Так же мы хотели иметь трэвел, обеспечивающий операционную безопасность, т. е. на котором можно декомпрессироваться и который можно использовать в случае потери донной смеси. Для этой цели как нельзя лучше подходил газ с содержанием кислорода 30-32%.

Погружение прошло на «ять», штатно. Видимость те же 7 метров, температура +3 градуса глубже 60 метров. За донное время в 10 минут мы осмотрели весь рэк, без проникновений, конечно, и достигли глубины 72 метра. На декомпрессии Alo предложил игру в крестики-нолики, за ней и пробежало время.

Технодайвинг на Балтике В задачи нашей поездки не входило обследование затонувших кораблей - мы готовили технических дайверов и инструкторов. Обследование будет потом. Теперь в Эстонии имеется команда подготовленных тримикс-дайверов, все вместе мы можем заняться глубокими исследованиями (военные корабли, танкер, старые парусники) и маркировкой дайв-сайтов. Сегодня на многих рэках нет буев и схем, но ведь это повод быть первопроходцем! Договорились на весну 2010. Ребята обещают отличную видимость - аж 15 метров! А кто знает, может на 80-90 м и прозрачнее – там еще никто в районе Эстонии не бывал.



Статьи

29.10.2020

23.09.2020

10.06.2016

05.08.2015

02.09.2014

28.08.2014

26.08.2014

25.08.2014

23.03.2011

05.05.2010

03.04.2010

23.11.2009

27.08.2009

18.07.2009

23.12.2008

01.07.2008

01.02.2008

30.01.2008

19.01.2008

31.12.2007

30.12.2007

30.12.2007

25.11.2007

24.11.2007

24.11.2007

23.11.2007

20.11.2007