Вы когда-нибудь слышали как разбивается лед о металлическую обшивку судна, когда оно на полном ходу врубается в ледовое поле? С непривычки звук жутковатый. В голову начинаю лезть разные дурацкие мысли (как там это было с «Титаником»?), особенно когда такое происходит в два часа ночи и ты просыпаешься в жарко натопленной каюте, с трудом соображая что случилось. Ноги в Columbia, на плечи Bask и – наверх, на палубу, посмотреть, как там, на поверхности озера-моря. А наверх попасть непросто – после третьего удара плечом ломаю ледовую корку, покрывшую дверь и вываливаюсь на скользкую, обледенелую палубу. Студеный ветер и туман из-за пара над водой (температура воды +4 градуса, воздуха -30!), вдобавок темнота не дают толком посмотреть, что происходит с судном. Да мы обледенели, как полярники в Северном Ледовитом океане! Иллюминаторы капитанской рубки замерзли напрочь, баллоны на палубе превратились в монолитный айсберг. Мы идем на север, к Ольхону, самому большому острову на Байкале. Сарма – так называют злой северо-западный ветер – выдувает ледяные поля из Малого моря (пролив между западным берегом озера и островом Ольхон). Малое море мелководно, вода остывает быстрее, и первый лед образуется именно там. Сегодня 2 декабря, льда в открытом «море» еще нет. Озеро обычно «встает» в январе, поскольку остывает очень медленно (как-никак 20% всего мирового запаса пресной воды). Байкал так величественен и огромен, что на ум идет сравнение даже не с морем, а с бесконечными океанскими просторами.
Первые лучи солнца пробиваются через замерзший иллюминатор каюты, после беспокойной ночи чувствую себя на удивление бодро – вот что значит чистый воздух!
Мы на Ольхоне! Утреннее солнце освещает прибрежные скалы, вечнозеленые леса, ослепительно сверкает снег, голубая вода скромно плещется о берег и борта нашего судна «Валерия». Если бы не снег на берегу и не кромка льда у самой воды – идиллическая картина лета. Днем всего -18 , ветра нет и ничего не напоминает о ночном «полярном» экстриме. Выковыриваем баллоны из льда и опускаем их в машинное отделение. Рядом с теплым дизелем они быстро оттаивают – теперь можно и скубу собрать. Поддевки и сухарь лучше надеть в каюте. Теперь в кают-компанию за аквалангом, выбраться на палубу, одеть ласты, маску и перчатки, быстро, пока они не вздыбились колом. (По трапу тоже нужно подниматься быстро, иначе неопрен перчаток может остаться на металле.) Большой шаг и мы уже греемся в воде, ожидая товарищей и принимая с палубы боксы с фото- и видеооборудованием. Главное, на поверхности не делать вдохи из регулятора, иначе он встанет на фри-флоу (свободный ток воздуха) и на погружении можно поставить крест.
Погружение в глубину Байкала по эмоциональному ощущению близко к выходу в открытый космос (хотя я там не был, но мне кажется, что ощущения должны быть схожими). Подводный мир озера настолько уникален, что сравнивать его нельзя ни с каким из известных водоемов. Уникально все – от захватывающих дух пейзажей, свальных стенок, уходящих на километровую глубину, разломов и каньонов, зарослей байкальской губки, бычков-широколобок и рачков-гаммарусов до удивительной прозрачности воды. В первые минуты погружения вода обжигает открытые части лица – надо купить специальный зимний шлем, как у ребят с Байкала. Как был прав Геннадий Мисан, что три поддевы лучше чем две, и что триламинатный костюм идеален для зимних погружений.
Время под водой пролетает быстро. Скорее наверх, ведь еще хочется выйти на берег, пока стоит высокое солнце, поснимать пейзажи дикой природы, пообедать, отдохнуть нырнуть еще раз в закатных лучах солнца, а вечером собравшись за круглым столом в кают-компании, обсудить отснятые кадры, посмотреть фильм и просто поболтать с друзьями и коллегами по увлечению. В общем все как в обычном сафари где-нибудь в тропиках, разница только в том, что за бортом -30 градусов по Цельсию, а вы - на Байкале в центре Евразийского континента, и до ближайшего океана примерно две тысячи километров.
Журнал «Подводный клуб» благодарит Геннадия Мисан за приглашение журналистов ПК на уникальное зимнее сафари по Байкалу.
Геннадий Мисан и Татьяна Опарина – идейные вдохновители, хозяева и инструкторы клуба «БайкалТек» из Иркутска. Мы попросили их ответить на несколько вопросов об особенностях дайвинга в жемчужине Сибири – озере Байкал. ПК: В скольких зимних сафари вы участвовали? ГМ: Так как реально таких сафари было всего два то можно сказать, что во всех. ПК: Как давно проводятся зимние сафари? История их возникновения? Какие требования предьявляются к судну для такого сафари? ГМ: Это сафари было вторым. Проводятся они всего два года. Ныряя на Байкале в Листвянке в декабре месяце, когда видимость просто «звенит», я с сожалением думал о том как здорово сейчас на Ольхонских и Большекотинских дайв-сайтах, на Старой железке, на Ушканах, т. е. на тех местах куда можно попасть только в сафари. Попробовал организовать сафари на «Ярославце», но на этом корабле было не до нырялок. Обмерзание грозило опрокинуть его. Во время сильного ветра был такой крен, что о каких-то переходах иногда не могло быть и речи. Сравнительно легкий ветер не удерживал корабль на якоре на дайв-сайте. А главное было очень холодно в каютах, т. к. они выходят прямо на улицу и не имеют достаточного утепления, а еще более главное негде сушить снаряжение. В общем это сафари пришлось прервать на второй день, так что его можно не принимать в расчет. ТО: Подобное сафари проводится уже второй раз. В прошлом году в середине декабря нашим клубом было организовано первое, так сказать, пробное сафари по еще не замерзшему зимнему Байкалу. Несмотря на то, что подобные сафари раньше никогда и никем на Байкале не проводились, все прошло «на высоком уровне». Конечно, были сомнения, что что-то «не срастется» из-за погодных условий или неподготовленности сафари-бота к зимним холодам. Поэтому заранее были оборудованы помещения под сушку и хранение оборудования, выбрано теплое место для переодевания, обеспечена защита компрессора на морозе. Все эти меры поспособствовали тому, что первое зимнее байкальское сафари прошло в комфортных условиях и без накладок. В ходе нынешнего сафари проходившего в более жестких погодных условиях (ночные и утренние температуры доходили до –30), родились мысли о том, как можно повысить удобство погружений, если к следующему сезону морозы усилятся. К однозначным плюсам можно отнести то, что в этом году ни в одном из погружений ни у кого из участников сафари не замерзло снаряжение (сказалось изменение условий хранения и сбора оборудования). ПК: Какие особенности зимней погоды позволяют проводить такие сафари на Байкале. ГМ: Байкал - огромный водоем, который сильно влияет на климат прилегающих территорий. Например, в начале и середине лета, когда вода в Байкале еще очень холодная после зимы возле озера и на самом озере заметно холоднее воздух, чем на удалении 1-10 км от озера. Даже обычные отдыхающие иногда «попадают». Приезжают в июне или в начале июля позагорать на воде или у воды, а вынуждены сидеть в кофте или куртке. Сентябрь, когда пик сезона проходит, скорее всего, лучшее время для отдыха на Байкале, так как нагретая за лето огромная масса воды озера греет прилегающие территории, а народу значительно меньше. Воды остывают очень медленно, и еще в декабре на Байкале теплее, чем на «материке», а замерзает озеро чаще всего в период с 1-по 10 января в южной части и с 20 декабря по 1 января в северной. Все это сдвигает сезон на Байкале и дайвинг-сафари могут проводиться с конца мая по конец декабря. И очень часто Новый Год можно встретить на корабле, что мы и собираемся сделать. ТО: В этом году было жаркое лето и теплая осень. Обычно к концу ноября вода в Байкале держится на уровне +2 градуса, но в этом сафари, можно сказать, Байкал сделал нам подарок - температура воды была +4 и даже +5. Летняя взвесь, появляющаяся из-за цветенияводорослей, к ноябрю оседает, а северо-западные ветры, характерные для осени, делают воду особенно чистой (видимость приближается к 60 метрам). Декабрь – очень удачное время для глубоких погружений и для подводной фотографии. ПК: Какое оборудование применяется во время таких погружений ?
ГМ: Необходимы «сухие» костюмы и «сухие» перчатки и две или три поддевы: профессиональное шерстяное верблюжье белье, тинсуйлет и какое-нибудь толстое нижнее белье. Лучше использовать мембранные костюмы. О недостатках сухих неопреновых костюмов в зимних условиях можете узнать из моей статьи в прошлом номере «Подводного клуба».
Компенсаторы типа «крыло» оптимальны для погружения зимой на Байкале. На самом деле компенсаторы у нас не используются для собственно компенсирования плавучести, т. к. мы не рекомендуем их использовать. Плавучесть обеспечивается сухими костюмами – так безопаснее и значительно теплей. При использовании компенсатора в качестве основной системы плавучести очень высока вероятность заморозить инфлятор. Клапан поддува в сухом костюме замерзает во много раз реже. Крыло, если по какой-то причине костюм потеряет свою плавучесть, дает большую подъемную силу и само по себе удобнее в плане баланса и свободной груди для подвески всяческого дополнительного оборудования.
Кроме того, потребуется два зимних регулятора. Следует отметить, что не все позиционируемые таким образом приборы действительно пригодны в зимних условиях, и это проверено на Байкале. При расположении регуляторов рекомендуется разделять дыхание и основную систему поддува. Таким образом первый регулятор работает на дыхание и на запасную систему поддува (ВСD), второй - на основную систему поддува («сухой костюм») и как резервный используется для дыхания. Очень полезная вещь - применяемая и производимая в нашем клубе система обогрева воздуха для дыхание. Теплый воздух обогревает вторую ступень и согревает самого ныряльщика. Но об этом смотрите в рубрике «Снаряжение». ТО: Конечно, это «сухие» костюмы, желательно с «сухими» перчатками. Вообще, «сухие» костюмы мы рекомендуем для всех байкальских погружений, но зимой, когда на поверхности минус, а вода может остывать до +1, в «сухаре» чувствуешь себя особенно комфортно. А чтобы погружение сделать более длительным (на Байкале есть что посмотреть!) и не ограничиваться 25-30 минутами, лучше использовать «сухие» перчатки и две-три поддевы. Да-да, не удивляйтесь. Наш опыт показывает, что даже фирменной супертеплой поддевы может быть недостаточно. Мы их перепробовали великое множество и может с уверенностью сказать, что утеплитель типа «тинсулейт» или «флекталон» плюс теплое шерстяное белье – как раз, что нужно для зимних погружений на Байкале. Из сказанного становится понятно, что регулятор (октопус) должен быть не просто с маркировкой «для холодной воды», он должен быть пригодным для подледных погружений. Иногда происходит путаница в маркировке и пытаются эксплуатировать регуляторы, предназначенные для использования «в условиях пониженных температур». На практике это означает, что регуляторы, предназначенные для погружений в воду не менее 10 градусов, попав в байкальскую воду, сразу же встают на фри-флоу. Но даже хорошие зимние регуляторы могут иногда замерзать. Поэтому лучше, если дайвер использует дублирующую систему, то есть два регулятора. Один регулятор используется в качестве основного, с него же идет поддув компенсатора, а второй выполняет роль дублирующего с креплением к нему шланга поддува костюма. Таким образом, при отказе одного из регуляторов у вас всегда есть независимая вторая первая ступень и плюс система компенсации плавучести в рабочем состоянии. Вообще мы не рекомендуем пользоваться компенсаторами при использовании сухого костюма (это не значит, что погружения проходит без компенсатора, а значит только то, что они реально используются только на поверхности для положительной плавучести). Во-первых это удобнее, а во-вторых значительно снижается вероятность перемерзания инфлятора BCD. К существенным дополнениям можно отнести наличие двухметрового шланга на основном регуляторе. Если придется давать напарнику октопус, поверьте, в громоздком сухом костюме двухметровый октопус будет значительно удобнее и безопаснее, чем октопус с шлангом обычной длины. ПК: Какие требования предьявляются к судну для такого сафари? ГМ: В декабре 2004 года мы привлекли на зимнее сафари корабль «Валерия», с которым к тому времени активно работали, но в плане организации обычных летних сафари и фрахтов. Поездка прошла чрезвычайно удачно. Но то сафари не было экстремальным, повезло с погодой, было очень тепло –5 –10 градусов (хотя именно такая температура в декабре не редкость). В этот же раз, в декабре 2005 года во время сафари, температура доходила до –30 градусов, что в сочетании с сильнейшим ветром устроило кораблю серьезную проверку. И он с честью выдержал: в каютах и кают-компании было тепло, оборудование сушилось в горячем машинном отделении, была горячая и холодная вода в кранах и душевых. А главное, серьезное обледенение никак не отразилось на остойчивости и ходовых качествах корабля, т. е. «Валерия» показала себя безопасным и всепогодным кораблем. Корабль для такого сафари должен иметь:
- теплые, не выходящие прямо на улицу каюты.
- помещение для переодевания.
- помещение для сушки снаряжения.
- мощный корпус, выдерживающий удары льдин
- мощные силовые и генераторные установки
- мощную якорную установку
- хорошие мореходные качества и остойчивость, что позволяет его использование при любой погоде
- полный комплект навигационного оборудования, в т. ч. возможность получения в любое время спутниковой карты Байкала с ледовой обстановкой.
- гарантированный комфорт (кают-компания, отдельные каюты)
- квалифицированный экипаж
«Валерия» все это имеет. Кроме того на корабле есть сауна – не обязательный но приятный элемент.
Но корабль – это еще полдела для дайвинг сафари. Инструкторский состав «БайкалТек» проложит маршрут по лучшим дайв-сайтам и обеспечит организацию погружений на высшем уровне. ТО: Естественно, корабль должен быть достаточно большим. Это важно как для обеспечения тепла в каютах, для того чтобы хранить все снаряжение в теплых помещениях, и комфортного сбора (одевания) перед погружением. Нельзя забывать и о безопасности. Например, во время перехода на о. Ольхон всегда надо проходить мимо Ольхонских ворот (пролив отделяющий Малое море от Большого Байкала). Это место крайне ветреное в любое время года, а тем более, зимой, когда волны перелетают через палубу и сразу застывают коркой льда. Корабль должен быть способен не только ходить в штормовую погоду, но и, в случае, необходимости ломать тонкую ледяную кромку и идти среди льдин. Выбранное нами судно «Валерия» - это корабль типа «ПТС», ежегодно ходящий по Байкалу с момента схода льда и до начала его твердой установки (конец декабря – начало января). На корабле существует спутниковое оборудование, позволяющее узнавать ледовую остановку по всему Байкалу в любое время. В момент прохождения Ольхонских ворот, когда стоя на палубе можно было подумать, что мы находимся где-нибудь в Антарктиде (плавающие льдины, сильный ветер и пар над водой), в каютах совсем не ощущалось ударов о льдины и качки. ПК: Какие условия под водой в это время? ГМ: Температура воды в декабре обычно от +3 в начале месяца до +1 в конце, но в это сафари природа порадовала нас температурой в +5, +6 градусов из-за того, что ноябрь был невероятно теплый. Видимость в солнечную погоду может достигать 60 метров. В декабре наилучшая видимость на Байкале. Короткие дни требуют делать минимальные перерывы между погружениями. Пообедал, подождал пока зярядились баллоны, - и снова в воду, иначе второе погружение придется делать в сумерках. Погружение может быть сорвано экстремально низкой температурой и сильным ветром - это свойство неустойчивого резко континентального сибирского климата. ПК: Какой дайв-сайт понравился больше всего? ГМ: Я не могу выделить один какой-то дайв-сайт на Байкале. Я знаю их все. Очень много не просто хороших а пятизвездочных. Шикарные глубокие каньоны, улетные свалы... ТО: Лично мне больше всего нравится место «Средняя» в районе Больших Котов. В это сафари, к сожалению, мы не успели там побывать. На этом дайв-сайте каждый найдет свое. Там есть абсолютно вертикальная стенка, уходящая на 100 м, есть каньон, пещеры на 18, 37, 55 и 90 метрах, песчанно-каменистые пейзажи. Можно сделать и техническое и рекреационное погружение. ПК: Как давно вы ныряете в холодную воду? Что вас привлекает в холодных погружениях? ГМ: С самого начала своей подводной деятельности, с 1984 года. На Байкале вода всегда холодная, поэтому иного, кроме как в дальних поездках, не дано. А холодная вода – чистая, во всяком случае на Байкале. ТО: Я погружаюсь на Байкале с 2003 года. Первое погружение было сделано в зимних условиях. До этого за плечами была сотня погружений на Красном море и в Атлантике. Но с тех пор как я увидела Байкал, поняла, что подводные пейзажи этого озера навсегда заняли в моем сердце главное место. Нельзя сравнивать где лучше и интереснее. Грандиозность и спокойствие холодных водоемов завораживает. Можно сказать, что все тропические моря похожи друг на друга – кораллы, пестрые рыбки. Зато каждое северное море и озеро уникально по-своему. Совершенно разная флора и фауна, подводные скалы, звенящая тишина в воде, а на Байкале - еще и необычная для пресных водоемов прозрачность и чистота воды. А холодная вода совсем не чувствуется, если использовать подходящее снаряжение. ПК: Расскажите историю православного креста под водой? ГМ: Крест установлен на одной из подводных гор целой горной подводный системы, которая была обнаружена инструктором Серовым Андреем. Этот дайв-сайт так поразил его (а он не может не поразить), что он решил установить на самой высокой вершине православный крест. Разработал его чертеж, размеры, но довести задуманное до конца не успел – помешала тяжелая болезнь. Друзья Андрея воплотили его идею в жизнь. Православный крест был освящен и установлен в июне 2005 года. Погружения на этот дайв-сайт ограничены по пожеланиям родственников и друзей Андрея. ПК: Какие требования к квалификации дайвера для такого сафари? ГМ: Квалификация «Сухой костюм». Желателен продвинутый уровень, но с другой стороны для дайверов всех квалификаций достойное занятие найдется и, кроме того, можно повышать уровень во время или перед сафари. Все в наших силах лишь бы соответствовало вашим возможностям. ТО: Чтобы участвовать в подобном сафари, желание, разумный авантюризм и стремление к экстриму важнее, чем наличие какого-либо сертификата. Неплохо, если участники сафари будут иметь квалификацию «Advanced Open Water» и «Сухой Костюм». Но если у вас есть сертификат «Open Water Diver» и небольшой опыт погружений, вы тоже можете стать участником. При желании можно пройти курсы «Advanced Open Water», «Сухой костюм» и «Нитрокс» прямо во время сафари.
Алексей Зайцев. Журнал "Подводный клуб" №1/2 2006 г.
Автор:
Алексей Зайцев. Журнал "Подводный клуб" №1/2 2006 г.