Нас уже давно приглашали в Эстонию для проведения технических дайверских и инструкторских курсов. Tago Moldau из Таллинна неоднократно был у нас на Байкале и прошел технические курсы от Advanced Nitrox до Extended Range TDI. Он много рассказывал о затонувших кораблях Балтики, лежащих на глубинах 70-90 метров. Большинство рэков необследованные, никто на них не ныряет, так как в Эстонии технический дайвинг не очень развит и потому, что условия погружения на Балтике крайне сложные. Он же и пригласил нас приехать в Эстонию для обучения тримикс дайверов и технических инструкторов.
Итак, теория заняла весь первый день, с восхитительным перерывом на обед. Копченные угри, картошка с ветчиной, приготовленная прямо в печи, грибочки, «геркулесовый» бигус. Еду накрыли на лесной веранде коттеджа. Так вкусно больше обедать не пришлось, потому что остальные дни мы проводили в море. Проводимые курсы – пакет Technical diver + Trimix diver и Nitrox Gazblender. Одновременно был начат инструкторский IDC Nitrox и Nitrox Gazblender Instructor для Alo Tomas и Normoxic Trimix Instructor IANTD для Tomas Valge - уже имевших звание инструкторов PADI и IANTD. Вечером посетили дайвцентр, где на хорошем оборудовании была проведена практическая часть курса Nitrox Gazblender. Пора уже перечислить всех участников курсов: Remi, Rait, Peep, Antti и Alo учились на Technical diver + Trimix diver + Nitrox Gazblender. Кроме того, Аlо учился на Trimix Gazblender. Tomas Valge учился на Trimix diver. Jaak Argus и Tomas Oper - на Nitrox и Trimix Gazblender. Tago проходил курс Trimix diver. Там же, в дайвцентре, выяснилось, что база на которой мы и все студенты будем нырять очень неплохая: 24-х и 30 литровые стальные спарки, 7, 10 и 12 л алюминиевые стейджи. Воздух, нитрокс, тримикс – все имеется. Есть аренда оборудования: регуляторы, спинки и крылья, сухие костюмы – вообщем, все необходимое для технического (и рекреационного, кстати, тоже) дайвинга. Выход в море осуществляется на мощных зодиаках, вмещающих до восьми технических дайверов вместе со всем тяжелым, необходимым оборудованием.
Второй день курсов - конфигурирование и мелкая вода. Мелкая вода нужна с чистым, не илистым дном и хорошей видимостью. Мы не ожидали такого от Балтики и настроены были провести процедуры в мути, но такое место легко нашлось и совсем недалеко от Таллинна. Прямо в городе Палдиски – бывшей базы подводных лодок ВМФ СССР. Сайт называется «Петровская пристань». Раньше там была гавань, сооруженная Петром I, отобравшего Прибалтику у шведов, после взятия Таллинна в 1708 году. Мы были крайне удивлены, встретив на 6-8 метрах чистое скальное дно, поросшее небольшими водорослями. Среди водорослей суетились бычки, видимость метров 8 – вполне байкальские условия. Даже вода почти пресная. Не надо менять привычный вес грузов, а на деке, если уж совсем плохо и полный сушняк, воду можно чуть-чуть пить. Во время процедур, как часто это случается, народ понял, что до этого момента они ничего в дайвинге не умели - шутка конечно. Мы же увидели, что наши студенты очень подготовленные дайверы, хорошо владеющие техническим оборудованием, и это сняло груз сомнений с наших плеч, т. к., на самом деле, мы готовились работать «один инструктор-на-два студента» для обеспечения безопасности и контроля в суровых условий Финского залива.
На третий день началась глубокая нырялка на рэки. Основная цель конечно не корабли, а глубина и тренинг, потому как курс не Advanced Wreck, а Trimix, но в глубину на Финском заливе нырять, иначе как на затонувшие корабли, просто некуда. Первым рэком в программе стал Бунгсверк. Немецкий сухогруз, затонувший на 40 метрах во времена Второй Мировой войны. Очень хорошо сохранился, стоит ровно на дне, без всякого крена. Имеет кучу открытых помещений и трюмов, куда можно проникнуть. Рубка корабля на 28 метрах. В общем, какой-то местный Тистлегорм, и всё вроде бы просто. Но не так все просто на Балтике. Большая волна, течения - пусть не сильные, полная темнота глубже 30 метров, видимость 2 метра в луче мощного фонаря, таинственный затонувший корабль и коварные сети на нем. В таких условиях азотный наркоз может конкретно накрыть уже на 40 метрах. С некой опаской мы готовили студентов и готовились сами к погружению в незнакомых для нас условиях. О сложности таких погружений может сказать факт, что глубокий рекордсмен, англичанин Беннет погиб в примерно схожих условиях. Наши газы: в спарках воздух, стейджи с нитроксом 32 и 80.
Обнаружение Бунгсверка сложности не представляло. Зодиак пришвартовали на буй, закрепленный в средней части корабля. Мы разбились на 2 группы и с разбежкой в 10 минут, чтобы не мешать друг другу, начали погружение. Я первый опустился на корабль, повезло – «отличная» видимость в луче фонаря (метров пять). Бегло осматриваю корабельный пейзаж и жду остальную группу, которая опускается по спусковому концу вслед за мной. После обмена сигналами опускаемся вдоль высокого борта на дно. На дне холодная (+50С) вода и плохая, метра два, видимость. Делаем тест на азотный наркоз и закрывание вентилей спарки. Все справляются, азотного наркоза, во всяком случае сильного, нет ни у кого. На всплытии - небольшая экскурсия по кораблю. Особенно впечатляет огромный дублирующий штурвал – раньше такие положены были по закону Морского Регистра. Декомпрессия проходит в бездне, возле спускового конца. Джон-лайн облегчает нудное стояние на 6 метрах.
День следующий - погружение на 50 метров в рамках курса Technical diver на советскую подводную лодку, затопленную зачем-то в послевоенные годы. Погружение пахнет авантюризмом. Раньше на этой лодке никто не был. Описания лодки нет. Дайв в полную неизвестность. Известно только, что она стоит на грунте, глубина 52 метра. Газы у нас те же, что и в прошлом дайве. Погружение планируется по спусковому концу - якорю зодиака. Большая глубина, ограниченное донное время - немаловажное значение имеет сноровка и точность при забросе якоря капитаном зодиака. Иначе как капитан, называть рулевого, уверенно ведущего через крутые волны большой - на 8 технических дайверов зодиак, не хочется. Волны в этот день были ужасные. Местные сказали, что при таком волнении дайвинг обычно отменяется, но у нас план и все мы достаточно опытны, чтобы не вылететь из зодиака и не заболеть морской болезнью. 40 минут американских горок - и мы на месте. Эхолот показывает четкий силуэт подлодки. Капитан забрасывает якорь, - и он вроде бы цепляется за лодку. К сожалению, «в точку» не попали, пришлось заниматься поисками рэка, разматывая по кругу катушку. Сделали несколько кругов, разматывая катушку вдоль илистого плоского дна, но безуспешно - подлодку найти не удалось. После выполненных упражнений всплыли вдоль спускового конца. Вторая группа, еще на дне, потеряла спусковой конец и вся декомпрессия, с 52 м., проводилась в бездне.
Подлодка не найдена, но запланированная программа курса Technical Diver выполнена. Дальше - тримикс и Стела (wreck), немецкий корабль, подорвавшийся на мине. Корма у него отсутствует, поэтому общая длина рэка небольшая, метров 50. Нос на глубине 55 метров, остатки кормы на 72-х. Планируем 60/10, газы ТМ 20/24, ЕАN 32 и 80. Ходу до места 30 минут, и мы летим, соревнуясь в скорости с паромом TALLINK, мимо маневрирующего непонятными, видимо противолодочными зигзагами НАТОвского флота. Якорь заброшен, капитан Ромка «дает зуб», что якорь упал рядом с затонувшим кораблем. Первым уходит местный технический инструктор TDI Петр. У него план 65/20 и задача поискать рэк, если якорь со спусковым концом оказался не рядом со Стелой. Опустившись на 60 метров, мы не видим корабль, видимость метра 3. У нас есть запасной план и VR3, поэтому опускаемся еще на пару метров. Корабль «открылся», глубже 60 видимость уже приличная, метров семь. Покружив над кораблем, оценив его размеры и устройство, начинаем всплытие. Декомпрессия проходит среди медуз. Цвет воды и размер медуз очень напомнили знаменитое озеро на Палау. В общем, какое-то разнообразие на деке.
Первое погружение на тримиксе совершено. Дальше - глубокий тримикс, но перед этим еще немного «мелкого» тренинга. Едем на «Рачий карьер» и среди обилия раков, в сравнительно прозрачной воде, делаем тренировки по снятию снаряжения, «черную маску» и «зигзаг удачи». Ребята в целом справляются. Бывает и хуже. Вечером готовим тримикс вместе с претендентами на Trimix Gazblender. Готовимся к погружению опять на Стелу, но уже на 72. Альтернатива – танкер, лежащий на 84 метрах, на который никто не нырял, но погружение на такой корабль, в рамках курса – это, по меньшей мере, безрассудство. Итак, 72 метра на Стеле (на мой взгляд, как 120 м в Дахабе), тримикс 18/35, 32/20, ЕАN80. Некоторые могут возразить против такого набора газов. ЕАN50/100 – стандартные газы, почему бы не использовать их? Но в таких непростых условиях (волна, течения) декомпрессироваться на О2, выдержать на деке в бездне глубину 6 метров – излишняя сложность. Так же мы хотели иметь трэвел, обеспечивающий операционную безопасность, т. е. на котором можно декомпрессироваться и который можно использовать в случае потери донной смеси. Для этой цели как нельзя лучше подходил газ с содержанием кислорода 30-32%.
Погружение прошло на «ять», штатно. Видимость те же 7 метров, температура +3 градуса глубже 60 метров. За донное время в 10 минут мы осмотрели весь рэк, без проникновений, конечно, и достигли глубины 72 метра. На декомпрессии Alo предложил игру в крестики-нолики, за ней и пробежало время.
В задачи нашей поездки не входило обследование затонувших кораблей - мы готовили технических дайверов и инструкторов. Обследование будет потом. Теперь в Эстонии имеется команда подготовленных тримикс-дайверов, все вместе мы можем заняться глубокими исследованиями (военные корабли, танкер, старые парусники) и маркировкой дайв-сайтов. Сегодня на многих рэках нет буев и схем, но ведь это повод быть первопроходцем! Договорились на весну 2010. Ребята обещают отличную видимость - аж 15 метров! А кто знает, может на 80-90 м и прозрачнее – там еще никто в районе Эстонии не бывал.
Автор:
Геннадий Мисан. Журнал НЕПТУН №5 от 2009 г.